Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОНИСИФОР И ПОРФИРИЙ
52, С. 736-738 опубликовано: 16 июня 2023г.


ОНИСИФОР И ПОРФИРИЙ

Мученики Онисифор и Порфирий. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317/18 г.
Мученики Онисифор и Порфирий. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317/18 г.

Мученики Онисифор и Порфирий. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317/18 г.
[Греч. ᾿Ονησιφόρος κα Πορφύριος] (III-IV вв. (?)), мученики (пам. 9 нояб.; пам. греч. 9 нояб., 16 июля). В своем «Синаксаристе» прп. Никодим Святогорец, видимо основываясь на визант. стишных синаксарях, излагает сказание об О. и о П., согласно к-рому они жили во времена императоров Диоклетиана и Максимиана, воздвигших страшные гонения на христиан в нач. IV в., но в сказании, к-рое приводит Никодим, в качестве года казни мучеников указан 290-й. Как и мн. др. христиане, О. и П. были схвачены за отказ принести жертвы идолам и предстали перед судом язычников. После того как мученики смело исповедали свою веру, их подвергли жестокой пытке: положили на раскаленные решетки, но святые славили Господа, несмотря на обжигающее пламя. Такое мужество привело палачей в ярость. Они привязали О. и П. к диким коням и отпустили их в каменистой и поросшей колючим кустарником местности. Во время этой скачки плоть мучеников была растерзана, а их души вознеслись ко Господу. Благочестивые христиане собрали честные останки, какие удалось найти, и похоронили близ сел. Панкеаны (Παγκεανῶν) (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 69-70).

Это же сказание передает и свт. Димитрий Ростовский, вероятно основываясь на том же источнике, что и прп. Никодим Святогорец, предполагая, что сел. Панкеаны могло находиться во Фракии, у горы Пангея (совр. Пангео, Греция) (ЖСв. Нояб. С. 187).

Однако в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) мученики О. и П. упомянуты под 9 нояб. без сказания. Синаксарное Мученичество одноименной пары святых помещено под 16 июля и содержит совсем др. сведения. Время их жизни относится к I в. Об О. говорится, что он происходил из Иконии, был родственником царицы Трифены и крещен ап. Павлом. Т. о., О. отождествляется со сщмч. Онисифором, ап. от 70 (пам. 7 сент., 8 дек., 4 янв.); П. был его слугой (SynCP. Col. 823).То же сказание включено и в Минологий Василия II под 16 июля (PG. 117. Col. 545). Обстоятельства кончины мучеников, согласно этим источникам, сходятся с текстом из стишного Синаксаря - после пытки на раскаленной решетке они были растерзаны во время конского бега.

Александрийский Синаксарь содержит память О. под 21 марта и приводит апокрифическое сказание, также относящее период жизни мученика к апостольским временам, а его самого отождествляет с учеником ап. Павла (SynAlex. (Forget). Vol. 2. P. 42-43). Апостолом от 70 считают мученика и зап. мартирологи, где память О. помещена под 6 сент. (MartRom. P. 404).

Из визант. стишных синаксарей сказание об О. и о П. как о пострадавших при Диоклетиане попало в слав. стишные Прологи под 9 нояб. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 3. С. 24) и впосл. в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 143).

Причины, по к-рым произошло раздвоение памяти мучеников О. и П., а также возникло сказание, к-рое относит время их страдания к IV в., вероятно, могут быть установлены при изучении их неизданного Мученичества (BHG, N 2325).

Ист.: BHG, N 2325-2326; SynCP. Col. 205, 212, 821, 823; ActaSS. Sent. T. 2. Col. 662-666; Nov. T. 4. Col. 8.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 461-462; Sauget J.-M. Onesiforo e Porfjtio // BiblSS. Vol. 9. Col. 1177-1180; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 365; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 113-114.
О. Н. А.

Гимнография

Память О. и П. отмечается в Типиконе Великой церкви, отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., 9 нояб. без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 96).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, О. и П. не упоминаются, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции 9 нояб. помещается служба О. и П., состоящая из канона 4-го гласа, цикла стихир-подобнов и седальна (см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 329-333; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 28). Такой же гимнографический состав имеет служба О. и П. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 309-310).

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, память О. и П. также отмечается 9 нояб.: совершается рядовая, будничная служба (Arranz. Typicon. P. 51).

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (Миркович. Типикон. Л. 57а) - 9 нояб. назначается служба с пением на утрене «Аллилуия».

В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. новой гимнографии О. и П. по сравнению с более ранними источниками не отмечено.

В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и последующих изданиях, в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ, в день памяти О. и П. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь»; указан отпустительный тропарь 4-го гласа    ; также появляются кондак 2-го гласа   с икосом и светилен.

Последование О. и П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа     (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 254), кондак 2-го гласа Μαρτύρων δυὰς̇ (  ) с икосом, канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Θέρεις ὄινησιν σοῖς ἐπαινέταις, μάκαρ. ᾿Ιωσήφ (      ) 4-го гласа, ирмос: ῎[ σωμαί σοι, Κύριε̇ (   ), нач.: Θέρουσα τοῖς πίστει σε εὐφημοῦσιν ὄνησιν (    ), цикл стихир-подобнов, седален, светилен.

По рукописям известны песнопения О. и П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Игнатием, патриархом К-польским, без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τὴν Μωσέως ᾠδὴν̇ (  ), нач.: Θέρεις ὄινησιν θείαν, θαυμαστὲ ᾿Ονησιφόρε (Подаешь помощь божественную, чудный Онисифор) (Ταμεῖον. Σ. 88); цикл стихир-подобнов, самогласная стихира и седальны (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ᾿ΕΘ. Τ. 38. Σ. 305).

Е. Е. Макаров

Иконография

Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в.
Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в.

Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в.
Наиболее раннее изображение О. и П. является их совместным портретом как орантов, пребывающих в Небесном граде,- на мозаике купола ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике (кон. IV - 3-я четв. V в.). Судя по подписи, оба святых были прославлены в авг.; О. происходил из сословия воинов (стратилатов). Они молодые, безбородые, похожи на вмч. Георгия Победоносца или вмч. Димитрия Солунского, но не с кудрявыми волосами, а с короткими прямыми прядками. Одежды отличаются: О. в светлой, богато расшитой тунике и плаще такого же цвета с пурпурной вставкой (тавлионом) - знаком высокого происхождения; П. в светлой тунике, длинные рукава и открытый ворот к-рой видны из-под напоминающего фелонь светло-лилового одеяния с вырезом-горловиной посреди, драпирующего полностью плечи и руки; подобные облачения в том же ансамбле - у мч. Филимона, «распорядителя церемоний»,- возможно, создатели мозаик знали о придворном статусе П. Столь же похожими ликом и одеждами святые изображены на маргинальной миниатюре в рукописи Евангелия с Минологием посл. четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266r) - О. в красном хитоне и синем плаще с золотым тавлионом, П. в синем хитоне и красном плаще с тавлионом, у обоих в руках кресты. В паре как юноши они изображены на одной из миниатюр Минология, принадлежавшего деспоту Фессалоники Димитрию Палеологу (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340), в минейных росписях ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (1371-1381), в росписях ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718). О молодом возрасте О. «с показавшеюся бородою» упоминает мон. Дионисий Фурноаграфиот в чине св. мучеников (Ерминия ДФ. § 10. С. 164).

Изображения мучений святых встречаются в минейных циклах в храмовых росписях. На фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18) на аркаде юж. нефа в минее июля (под 16-м днем) - святые в античных одеждах; О. средовек в светлом гиматии, П. ближе к старческому возрасту; их избивают палками 2 палача. В минейном цикле в нартексе Вознесенской ц. мон-ря Вел. Дечаны (1348-1350) святые представлены под 9 нояб. рядом с прп. Матроной Пергийской/К-польской. О. безбородый, он указывает на стоящего рядом средовека П. Все 3 святых показаны рядом под 9 нояб. на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Их фигуры включены в роспись ц. Спасителя в Цаленджихе (1384-1396, мастер Мануил Евгеник), однако здесь О. представлен средовеком, в пурпурных тунике и плаще, как воин он держит вложенный в ножны меч, а П. молод, безбород, в белой тунике и пурпурном плаще. Редкий вариант изображения О.- как средовека с недлинной бородкой сохранился в июльском минологии (под 16-м днем) на фреске ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре Вел. Новгорода (1467).

Образ О. включен в программу росписи ряда афонских храмов. В кафоликоне (у сев. входа) мон-ря Ставроникита (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон) он написан как мирянин в шитых золотом античных одеждах, с крестом, у него длинные седые волосы и средней длины борода. Очевидно, к этому изображению восходит образ О. в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869): средней длины борода с раздвоением на конце, длинное платье, короткая туника поверх длинного хитона и плащ, застегнутый по центру, плат в опущенной правой руке. Мученичество святых есть и в росписях трапезной Великой Лавры, в сев.-вост. пастофории (2-я четв. XVI в., мастер Феофанис Критский (Стрелицас-Бафас)). У мастера Дзордзиса Фукаса в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат (1547) О. облачен в богатые одежды с шитьем и узорочьем, помимо плаща и длинного хитона на нем короткая белая туника с вышивкой, он молод; в притворе-лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546/47, у входа в парекклисион Акафиста Пресв. Богородицы) и в мон-ре Дохиар (1567/68, на юго-вост. крестовом своде лити) мучение святых показано как казнь через волочение лошадьми (они привязаны к конским хвостам).

В сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) оба святых описаны как молодые: О.- «аки Дмитрий» (т. е. вмч. Димитрий Солунский), П.- «аки Флор». В подлиннике С. Т. Большакова под 9 нояб. названы оба мученика, а в лицевой части П. представлен вместе с прп. Матроной под 10 нояб. как молодой безбородый мученик. В руководстве В. Д. Фартусова (1910) О. рекомендовано изображать молодым, а П.- с небольшой бородкой.

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 188; Большаков. Подлинник иконописный. С. 46; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 70; BiblSS. Vol. 9. Col. 1177-1180; Миjовић. Менолог. С. 172, 195, 283, 325, 379. Сл. 98, 234; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Табл. 3. С. 24; Τούτος Ν., Θουστέρης Γ. Ευρερήριον ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. Σ. 91, 247, 345, 381; Bakirdzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Cent. Athens, 2012. P. 66-73. Fig. 32-37.
М. А. Маханько
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Онисифор и Порфирий (III-IVвв. (?)), мученики (пам. 9 нояб.; пам. греч. 9 нояб., 16 июля)
См.также:
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
ВЕНИАМИН († 424), диак. мч. Персидский, (пам. 13 окт., 31 марта, пам. греч. 5 сент., 10 июня)
МАКСИМ, ФЕОДОТ, ИСИХИЙ И АСКЛИПИОДОТА († нач. IV в.), мученики Фракийские (пам. 19 февр., 15 сент.; пам. греч. 15 сент., 19 февр.)
ПРОВ, ТАРАХ И АНДРОНИК († ок. 304), мученики Аназарвские (пам. 12 окт.; пам. греч. 12 окт.; пам. зап. 11 окт.)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
ВАРВАР «бывший разбойник», мч., (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая)
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)
ВАСИЛИЙ († ок. 362), мч. Анкирский (пам. 1 янв., греч. 2 янв.)